О процедурах госрегистрации и постановки на учет
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Правительство РФ приняло Постановление от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Этим Постановлением утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков и Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации. Также утверждены и изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам госрегистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Признаны утратившими силу Постановления Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 266 "О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков" и от 19 июня 2002 г. N 440 "Об утверждении Порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации".

В принятом Постановлении содержатся разнообразные формы документов - заявления, сведения, уведомления, расписки. Приведенные формы документов необходимы при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, преобразовании, регистрации изменений в учредительных документах, ликвидации и т.п.

Изданное Постановление является частью законодательной базы, направленной на реализацию концепции "одного окна", которая предполагает создание условий, обеспечивающих возможность в одном и том же месте в короткие сроки зарегистрировать юридическое лицо и поставить его на налоговый учет. Таким регистрирующим органом сегодня являются налоговые инспекции.

Согласно Постановлению ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) осуществляется налоговыми органами на основе единых методологических и программно-технологических принципов и документированной информации.

Прием документированной информации производится налоговыми органами в порядке, установленном для приема и передачи конфиденциальной информации.

Ведение ЕГРН осуществляется с использованием средств вычислительной техники и включает в себя ведение государственных баз данных, формируемых по территориальному признаку, а также последующее автоматизированное объединение их в единый банк данных.

Сведения представляются в налоговые органы в электронном виде при условии обеспечения защиты от несанкционированного доступа и искажений. При невозможности передачи сведений в электронном виде они представляются на бумажном носителе.

Документы на бумажных и электронных носителях, содержащие налоговую тайну, должны храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц и сотрудников налоговых органов, не имеющих полномочий для работы с такими сведениями.

Доступ к сведениям, содержащимся в реестре и составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, указанные в специальных перечнях. Использование должностными лицами сведений, содержащихся в реестре, в ущерб интересам организаций и физических лиц влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Ведение ЕГРН заключается во внесении в него представленных в соответствии с утвержденными Правилами сведений, их обновление при изменении данных об организациях и физических лицах и исключение из реестра сведений о лицах, снятых с учета в предусмотренных законодательством случаях.

Перечень сведений, которые должны быть включены в ЕГРН, содержится в Приложении к Правилам ведения ЕГРН. Сведения, исключенные из ЕГРН, должны храниться в архиве.

ЕГРН содержит сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет по основаниям, установленным Налоговым кодексом РФ (с указанием идентификационного номера налогоплательщика, а для организаций - также кода причины постановки на учет).

Постановка на учет и снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменение сведений о них осуществляются на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Открытая информация из ЕГРН предоставляется пользователям по запросам, составленным в произвольной форме, или в порядке, установленном соглашением сторон. Порядок получения такой информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц и необходимых процедур) определяется соответствующим налоговым органом.

При отсутствии в реестре сведений о конкретной организации или физическом лице либо при отсутствии возможности определить конкретное лицо на основании информации, содержащейся в запросе, налоговым органом предоставляется справка об отсутствии запрашиваемой информации.

Сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются как на бесплатной, так и на платной основе.

Бесплатно сведения предоставляются организациям (сведения о них), физическим лицам (сведения о них), а также органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов и иным лицам, определенным федеральными законами.

На платной основе информация предоставляются организациям и физическим лицам - при обращении в налоговый орган за повторной выдачей свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в случае его утраты. В этом случае оплата составляет 200 рублей, а размер платы за срочную выдачу - 400 рублей. За плату предоставляются сведения также организациям и физическим лицам - при обращении с запросом об идентификационном номере налогоплательщика и коде причины постановки на учет. Размер оплаты в этом случае составляет 100 рублей, а размер платы за срочную выдачу указанной информации - 200 рублей. Срок предоставления сведений за плату составляет не более 5 дней со дня получения запроса. Срочное предоставление информации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса.

Правилами взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации установлено, что государственная регистрация юридических лиц в случае их реорганизации осуществляется путем внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. В частности, госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, осуществляется по месту нахождения прекращающего деятельность в результате реорганизации юридического лица. Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц. Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме разделения, осуществляется по месту нахождения прекращающего деятельность в результате реорганизации юридического лица. Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, осуществляется по месту нахождения юридического лица, из которого выделяются юридического лица. Госрегистрация прекращения деятельности присоединенного юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяется юридическое лицо.