О процедурах госрегистрации и постановки на учет
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Правительство РФ приняло Постановление от 26 февраля 2004 г. N
110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на
учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Этим Постановлением
утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков
и Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной
регистрации юридических лиц в случае их реорганизации. Также утверждены и
изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам госрегистрации
и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Признаны утратившими силу Постановления Правительства РФ от 10 марта 1999
г. N 266 "О порядке ведения единого государственного реестра
налогоплательщиков" и от 19 июня 2002 г. N 440 "Об утверждении Порядка
взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации
юридических лиц, создаваемых путем реорганизации".
В принятом Постановлении содержатся разнообразные формы документов -
заявления, сведения, уведомления, расписки. Приведенные формы документов
необходимы при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
преобразовании, регистрации изменений в учредительных документах, ликвидации и
т.п.
Изданное Постановление является частью законодательной базы, направленной
на реализацию концепции "одного окна", которая предполагает создание условий,
обеспечивающих возможность в одном и том же месте в короткие сроки
зарегистрировать юридическое лицо и поставить его на налоговый учет. Таким
регистрирующим органом сегодня являются налоговые инспекции.
Согласно Постановлению ведение Единого государственного реестра
налогоплательщиков (ЕГРН) осуществляется налоговыми органами на основе единых
методологических и программно-технологических принципов и документированной
информации.
Прием документированной информации производится налоговыми органами в
порядке, установленном для приема и передачи конфиденциальной информации.
Ведение ЕГРН осуществляется с использованием средств вычислительной техники
и включает в себя ведение государственных баз данных, формируемых по
территориальному признаку, а также последующее автоматизированное объединение
их в единый банк данных.
Сведения представляются в налоговые органы в электронном виде при условии
обеспечения защиты от несанкционированного доступа и искажений. При
невозможности передачи сведений в электронном виде они представляются на
бумажном носителе.
Документы на бумажных и электронных носителях, содержащие налоговую тайну,
должны храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц и
сотрудников налоговых органов, не имеющих полномочий для работы с такими
сведениями.
Доступ к сведениям, содержащимся в реестре и составляющим налоговую тайну,
имеют должностные лица, указанные в специальных перечнях. Использование
должностными лицами сведений, содержащихся в реестре, в ущерб интересам
организаций и физических лиц влечет ответственность, предусмотренную
законодательством РФ.
Ведение ЕГРН заключается во внесении в него представленных в соответствии с
утвержденными Правилами сведений, их обновление при изменении данных об
организациях и физических лицах и исключение из реестра сведений о лицах,
снятых с учета в предусмотренных законодательством случаях.
Перечень сведений, которые должны быть включены в ЕГРН, содержится в
Приложении к Правилам ведения ЕГРН. Сведения, исключенные из ЕГРН, должны
храниться в архиве.
ЕГРН содержит сведения об организациях и физических лицах, поставленных на
учет по основаниям, установленным Налоговым кодексом РФ (с указанием
идентификационного номера налогоплательщика, а для организаций - также кода
причины постановки на учет).
Постановка на учет и снятие с учета организации или индивидуального
предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту
жительства, изменение сведений о них осуществляются на основании сведений,
содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц
(ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
(ЕГРИП).
Открытая информация из ЕГРН предоставляется пользователям по запросам,
составленным в произвольной форме, или в порядке, установленном соглашением
сторон. Порядок получения такой информации (указание места, времени,
ответственных должностных лиц и необходимых процедур) определяется
соответствующим налоговым органом.
При отсутствии в реестре сведений о конкретной организации или физическом
лице либо при отсутствии возможности определить конкретное лицо на основании
информации, содержащейся в запросе, налоговым органом предоставляется справка
об отсутствии запрашиваемой информации.
Сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются как на бесплатной, так и
на платной основе.
Бесплатно сведения предоставляются организациям (сведения о них),
физическим лицам (сведения о них), а также органам государственной власти, в
том числе правоохранительным органам и судам, органам местного самоуправления,
органам государственных внебюджетных фондов и иным лицам, определенным
федеральными законами.
На платной основе информация предоставляются организациям и физическим
лицам - при обращении в налоговый орган за повторной выдачей свидетельства о
постановке на учет в налоговом органе в случае его утраты. В этом случае
оплата составляет 200 рублей, а размер платы за срочную выдачу - 400 рублей.
За плату предоставляются сведения также организациям и физическим лицам - при
обращении с запросом об идентификационном номере налогоплательщика и коде
причины постановки на учет. Размер оплаты в этом случае составляет 100 рублей,
а размер платы за срочную выдачу указанной информации - 200 рублей. Срок
предоставления сведений за плату составляет не более 5 дней со дня получения
запроса. Срочное предоставление информации осуществляется не позднее рабочего
дня, следующего за днем получения запроса.
Правилами взаимодействия регистрирующих органов при государственной
регистрации юридических лиц в случае их реорганизации установлено, что
государственная регистрация юридических лиц в случае их реорганизации
осуществляется путем внесения записи в единый государственный реестр
юридических лиц регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых
юридических лиц. В частности, госрегистрация юридического лица, создаваемого
путем реорганизации в форме преобразования, осуществляется по месту нахождения
прекращающего деятельность в результате реорганизации юридического лица.
Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме
слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых
юридических лиц. Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем
реорганизации в форме разделения, осуществляется по месту нахождения
прекращающего деятельность в результате реорганизации юридического лица.
Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме
выделения, осуществляется по месту нахождения юридического лица, из которого
выделяются юридического лица. Госрегистрация прекращения деятельности
присоединенного юридического лица осуществляется регистрирующим органом по
месту нахождения юридического лица, к которому присоединяется юридическое
лицо.