Внесены изменения в Жилищный кодекс РФ

Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, касающиеся определения компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в частности, к их компетенции отнесены вопросы:

  • определения порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
  • утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. (В Москве и Санкт-Петербурге нормативы потребления коммунальных услуг по-прежнему устанавливаются органом государственной власти соответствующего субъекта РФ).

Внесены изменения в порядок уплаты госпошлины

Федеральным законом от 31.12.2005 № 201-ФЗ внесены изменения в главу 253 «Государственная пошлина» Налогового кодекса РФ, которые вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного Закона.

Изменениями, в частности, установлено, что:

  • госпошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия;
  • при подаче надзорной жалобы на решения и постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов госпошлина уплачивается в размере 50% размера госпошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
  • при исчислении размера госпошлины за нотариальное удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с подп. 7-10 п. 1 ст. 33325 НК РФ.

При исчислении размера госпошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подп. 7-10 п. 1 ст. 33325 НК РФ.

По выбору плательщика для исчисления госпошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в подп. 7-10 п. 1 ст. 33325 НК РФ. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления госпошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера госпошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

  • госпошлина за регистрацию иностранного гражданина в Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания устанавливается в размере 1 рубля за каждые сутки пребывания на территории Российской Федерации, но не более 200 руб.;
  • за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме уплачивается госпошлина в размере 50 руб.;
  • от уплаты госпошлины освобождаются физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом РФ, - за совершение действий, предусмотренных подп. 20 п. 1 ст. 33333 НК РФ (за государственную регистрацию прав, договоров об отчуждении недвижимого имущества), за исключением государственной регистрации ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество. Основанием для предоставления этой льготы является документ, выданный в установленном порядке;
  • от уплаты госпошлины освобождаются физические лица - за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании долей в жилом доме, а также земельном участке, на котором расположен жилой дом, квартире, комнате, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти;
  • отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока от одного до шести месяцев.

Кроме того, указанным Законом установлено, что по наследству, открывшемуся до 01.01.2006:

  • с наследуемого имущества, в отношении которого свидетельства о праве на наследство выданы до 01.01.2006, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, взимается в порядке, установленном Законом РФ от 12 декабря 1991 г. № 2020-I «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»;
  • с наследуемого имущества, в отношении которого свидетельства о праве на наследство выдаются начиная с 01.01.2006., налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, не взимается.

Внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ, Законы о введении в действие Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ

Федеральными законами от 31.12.2005 № 206-ФЗ и 210-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон о введении его в действие, а также Федеральный закон о введении в действие Земельного кодекса РФ. В частности,

  • действие Градостроительного кодекса РФ распространено на отношения по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства;
  • из понятия реконструкция исключено упоминание об изменении количества помещений. Таким образом, понятие «реконструкция» включает в себя изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения;
  • уточнено, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи);
  • установлены требования к оформлению результатов инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
  • определены случаи, когда государственная экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится. Так, государственная экспертиза не проводится, если: инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов индивидуального жилищного строительства; для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство;
  • уточнено, что выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора;
  • уточнено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • перенесен с 01.01.2006 на 01.01.2008 срок вступления в действие ч. 6 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц;
  • уточняется (и действует вплоть до принятия правил землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным кодексом РФ) порядок организации публичных слушаний при принятии главой местной администрации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования;
  • вплоть до принятия правил землепользования и застройки устанавливается, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменений объекта капитального строительства и (или) его частей, если эти изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта и (или) его частей и не являются нарушением строительных норм и правил;
  • установлено, что земельный участок предоставляется юридическому лицу в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения аукциона в случае, если этим юридическим лицом было осуществлено на основании заключенного до 30.12.2004 соглашения с органом государственной власти или органом местного самоуправления выселение граждан из жилых помещений или возмещение связанных с выселением граждан убытков в соответствии с законодательством, действовавшим на момент такого выселения, а также снос зданий (в том числе многоквартирных домов и жилых домов), строений и сооружений, расположенных на данном земельном участке, в целях предоставления земельного участка для строительства жилья в зоне, предусмотренной градостроительной документацией. При этом условия, предусмотренные подп. 2, 4-8 п. 3 ст. 382 Земельного кодекса РФ, являются существенными условиями договора аренды данного земельного участка. К таким существенным условиям относятся:

    а) цена выкупа земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, в расчете на единицу площади;

    б) размер арендной платы за земельный участок, предназначенный для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, в расчете на единицу площади и порядок ее изменения;

    в) способы обеспечения обязательств по комплексному освоению земельного участка в целях жилищного строительства и их объем;

    г) максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;

    д) максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи;

    е) максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.

Внесены изменения в Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Федеральными законом от 31.12.2005 № 206-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Изменениями, в частности, установлено, что:

  • в случаях, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности (либо на ином праве, чем право собственности), для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, являющийся объектом индивидуального жилищного строительства, предоставление проектной документации не требуется;
  • государственная регистрация права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для его строительства, реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство, осуществляется на основании документов, устанавливающих или подтверждающих право собственности на отведенный для создания такого объекта земельный участок либо право пользования этим земельным участком, и документов, содержащих описание такого объекта.