Об административной ответственности в области дорожного движения
Федеральные законы N 19-ФЗ и N 21-ФЗ

21 марта 2005 года были подписаны Федеральные законы N 19-ФЗ и N 21-ФЗ, вносящие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Эти документы усиливают ответственность за нарушение некоторых требований Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090).

Один из документов внес изменения в статью 12.7 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность, во-первых, за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления транспортным средством, и во-вторых, за управление транспортным средством водителем, лишенным такого права (п. 2.1.1 ПДД РФ).

В первом случае наказание теперь составляет от 7 до 10 МРОТ, а во втором - от 10 до 15 МРОТ. Ранее штрафы варьировались в пределах от 3 до 5 МРОТ и от 5 до 8 МРОТ, соответственно. Названные изменения вступили в силу 3 апреля 2005 года.

Другой документ ужесточает наказание, установленное статьей 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (п. 2.3.2 ПДД РФ).

Начиная с 23 апреля текущего года в качестве наказания за отказ от медицинского освидетельствования будет применяться безальтернативная мера ответственности - лишение права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет. В настоящее время данное правонарушение наказывается штрафом либо лишением на один год права управления транспортными средствами.

Тем самым Закон устраняет несогласованность норм Кодекса, позволяющую, уклонившись от медицинского освидетельствования, избежать более серьезного наказания, предусмотренного статьей 12.8 КоАП РФ в отношении лиц, управляющих транспортными средствам в состоянии опьянения (лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет).

В этой связи следует обратить внимание, что Приказом МВД России от 09.02.2005 N 79 признан неприменяемым документ, который ранее устанавливал порядок использования индикаторных трубок "контроль трезвости" и освидетельствования водителей в медицинских учреждениях, - Инструкция от 29 июня 1983 года "О порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования".

Конечно, в последнее время целью освидетельствования с помощью упомянутой трубки было скорее проведение предварительной диагностики состояния водителя, нежели совершение процессуального действия. Во всяком случае, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ни о каких методах выявления состояния алкогольного опьянения у водителей помимо их медицинского освидетельствования не упоминает.

Что же касается той части утратившей силу Инструкции, которая регламентировала порядок освидетельствования водителей в медицинских учреждениях, то отказ от нее, по-видимому, обусловлен принятием на основании статьи 27.12 КоАП РФ Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2002 N 930 "Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов".

По материалам www.consultant.ru