Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации"

Текст закона 122-ФЗ прочесть (.htm) Скачать закон 122-ФЗ (rar)

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, указанных в статье 155 настоящего Федерального закона

Принят Государственной Думой 5 августа 2004 года
Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года


Налоговые уточнения
Работодатели, внимание!
Регистрация бизнеса
Как "обделили" местные власти
Изменения для природопользователей
Ушел навсегда...

Опубликованный документ изменил более чем 250 действующих нормативных актов. Многие из них были приняты уже достаточно давно и безнадежно устарели. Однако пока законодатели их не отменили, формально они продолжали действовать. Другие нормативные акты "думцы" своевременно не подкорректировали, и теперь они частично не соответствуют реалиям. Все эти недостатки чиновники решили исправить разом, приняв Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Однако основная цель нового документа - отразить те монументальные реформы, которые затеяло российское правительство. Это, во-первых, замена натуральных льгот денежными компенсациями. И во-вторых, реформа федеральных отношений и местного самоуправления, суть которой - разграничить полномочия между регионами и центром. Попутно законодатели внесли и другие изменения. В частности поправлены Налоговый и Трудовой кодексы, законы "О недрах", "О минимальном размере оплаты труда", "О защите прав потребителей", "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и т.д.
Не все поправки затронут интересы фирм. Поэтому в этом номере "НА" публикует только извлечения из нового документа. В комментарии мы рассмотрим подробнее те изменения, которые отразятся на положении организаций и индивидуальных предпринимателей.

Налоговые уточнения

С 1 января 2005 года начнут действовать поправки сразу в трех главах Налогового кодекса. Это прежде всего глава 21 "Налог на добавленную стоимость". Ее новую редакцию мы публикуем на странице 10 этого номера. Также законодатели внесли уточнения в главы 24 "Единый социальный налог" и 25 "Налог на прибыль организаций". Эти поправки касаются компенсаций работникам Крайнего Севера.
Причиной таких изменений в законодательстве стала новая политика правительства, основное содержание которой - пересмотр льгот. Положение "северников", работающих в бюджетных организациях, не изменится. А вот коммерческие фирмы теперь будут чувствовать себя свободнее. Согласно поправкам в Трудовой кодекс и Закон о компенсациях работникам Крайнего Севера и приравненных местностях (от 19.02.93 N 4520-1), со следующего года организации могут установить конкретный порядок по таким льготам, как:
- компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно;
- возмещение расходов, связанных с переездом работника на Крайний Север.
Коммерческие фирмы в трудовых договорах со своими сотрудниками сами определят, как, когда и сколько они готовы платить. При этом закон не запрещает им умолчать о льготах вообще.
Эти поправки потребовали от законодателей внести уточнения в Налоговый кодекс. Во-первых, расходами на оплату труда считаются именно фактические затраты на проезд "северников" и их иждивенцев к месту отпуска и обратно (ст. 255 НК РФ в новой редакции). Во-вторых, чтобы потраченные на проезд отпускника суммы не облагались ЕСН, нужно прямо предусмотреть такую компенсацию в трудовом договоре (п. 3 ст. 131 Закона N 122-ФЗ).
Предположим, что вы индивидуальный предприниматель и работаете в северных регионах России. Вправе ли вы отнести стоимость своего проезда к месту отпуска и обратно на свои расходы? Несмотря на всю привлекательность такой операции, осуществить ее нельзя. Дело в том, что Закон N 4520-1 как в старой, так и в новой редакции предусматривает гарантии исключительно для работников. Это значит, что чиновники имеют в виду трудовые, а не предпринимательские отношения. Однако, если предприниматель работает директором северной фирмы по трудовому договору, все льготы на него будут распространяться. Ведь размер, условия и порядок компенсации проезда устанавливает сама организация.
Другая группа налоговых поправок касается территорий с льготным режимом. Чиновники внесли изменения в Закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области" от 22.01.96 N 13-ФЗ. Товары, ввозимые в этот регион, не освобождаются от акцизов и НДС (ст. 73 Закона N 122-ФЗ). Такая льгота в Законе N 13-ФЗ была изначально, однако ее действие "думцы" неоднократно приостанавливали. И вот теперь решили полностью отменить.

Работодатели, внимание!

Изменения претерпел ряд трудовых законов. Некоторые поправки прямо касаются организаций.
Во-первых, чиновники окончательно утвердили свою позицию о гарантированной зарплате. Изменения они внесли и в Трудовой кодекс, и в Закон "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 N 82-ФЗ. Зарплата сотрудника не может быть меньше прожиточного минимума, который законодатели устанавливают одновременно на всей территории страны. А обеспечивать это правило организации небюджетной сферы должны за счет собственных средств (п. 5 ст. 138 Закона N 122-ФЗ).
Во-вторых, с 1 января 2005 года фирмы вправе возмещать командировочные расходы своим сотрудникам в меньшем размере, чем установленные Правительством РФ для бюджетных организаций нормы (п. 8 ст. 138 Закона N 122-ФЗ). Логика такого решения законодателей понятна. Частник сам должен решать свои проблемы с командированными. Однако вряд ли фирмы поспешат воспользоваться новыми возможностями. На практике многие организации вынуждены компенсировать расходы своим сотрудникам даже в увеличенном размере.
В-третьих, законодатели внесли изменения в статью 186 Трудового кодекса. Для людей, готовых сдать кровь, организация должна предоставить дополнительный день отдыха и сохранить за ними заработную плату как во время сдачи крови, так и во время отдыха. Раньше этот порядок распространялся только для доноров, действующих бесплатно. Теперь правила статьи 186 Трудового кодекса РФ существуют и для возмездной сдачи крови (п. 10 ст. 138 Закона N 122-ФЗ).
В-четвертых, чиновники изменили нормы главного закона "чернобыльцев" (Закон от 15.05.91 N 1244-1). Тех, кто имеет право улучшить свои жилищные условия и успел встать на учет до 2005 года, государство жильем обеспечит. А вот после 1 января будущего года для них действует общий порядок, предусмотренный жилищным законодательством, без всяких исключений. И в проекте Жилищного кодекса льгот для них не нашлось.
Учтите, что с 2005 года пособие по временной нетрудоспособности для "чернобыльцев" не может превышать размера, установленного Фондом социального страхования для всех остальных работников. Такое правило ввел пункт 8 статьи 3 Закона N 122-ФЗ. Однако для организаций, где работают ликвидаторы аварии на ЧАЭС, это положение не ново. Ведь именно так бухгалтеры этих фирм рассчитывают пособие по нетрудоспособности в 2004 году. К этому их обязывает статья 4 Закона "О бюджете Фонда социального страхования" от 08.12.2004 N 166-ФЗ.
В-пятых, с нового года надбавки за вахтовый метод будет устанавливать сам работодатель (ст. 302 ТК РФ в новой редакции).
И наконец, последнее, на что вам стоит обратить внимание, это поправки в Закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.95 N 81-ФЗ. И в 2005 году при расчете пособия по беременности и родам нужно учитывать заработок за 12 месяцев*(1).

Регистрация бизнеса

Совершенно новый порядок регистрации фирмам пока не грозит. Однако некоторые изменения в Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97 N 122-ФЗ чиновники уже внесли. Причем все поправки актуальны уже с 2005 года. Основная суть изменений в следующем.
Указ Президента РФ о системе и структуре органов исполнительной власти от 09.03.2004 N 314 помимо прочего предусмотрел создание Федеральной регистрационной службы. С будущего года она заработает в полную силу. Согласно новой редакции Закона N 122-ФЗ, госрегистрация полностью сосредоточена в руках новой службы и ее территориальных подразделений. Нынешние отделения юстиции Росрегистрация преобразует как организационно, так и структурно (п. 2 ст. 154 нового закона).
По-прежнему регистрация будет проходить на местах. Однако, если сделка связана с переходом прав на предприятие, ситуация может измениться. Дело в особом статусе предприятия как имущественного комплекса. В него могут входить различные вещи, права и даже задолженность. В целом же предприятие считается недвижимостью (ст. 132 ГК РФ). При этом продавать или покупать можно как его часть, так и весь комплекс. Сейчас статья 22 закона о регистрации предусматривает такой порядок:
- права на землю и иное имущество, входящее в состав предприятия, фирмы регистрируют по местонахождению недвижимости;
- если организация совершает сделку в отношении всего предприятия в целом, она обращается в то учреждение юстиции, которое находится по месту регистрации покупателя;
- когда сделка обременяет права на предприятие (например, если фирма заключила договоры аренды или ипотеки), регистрировать ее нужно по местонахождению правообладателя (например, арендодателя).
С 1 января 2005 года правила изменятся. Регистрировать свои права на недвижимость вы должны будете только там, где она находится. Если же предприятие располагается на территориях, подведомственных нескольким регистраторам, - порядок меняется. Все полномочия переходят в центр - Росрегистрацию (ст. 9 и 22 закона в новой редакции).
Самое главное для фирм то, что не претерпел изменений перечень необходимых регистрационных документов. И пусть вас не смутит, что теперь закон говорит не о плате за регистрацию, а о государственной пошлине. Дело в том, что по действующим правилам плату устанавливают региональные власти. Правительство определяет только ее максимальные размеры. (постановление от 26.02.98 N 248). Теперь эти полномочия окажутся в руках центра. Размеры пошлины установят федеральные законодатели. Однако до того, как они примут соответствующее решение, по-прежнему будет взиматься плата (п. 23 ст. 93 Закона N 122-ФЗ).

Как "обделили" местные власти

В этом разделе речь пойдет об изменениях в Закон "О защите прав потребителей" (от 07.02.92 N 2300-1). В новой редакции чиновники изложили статью 44, которая касается полномочий местных властей. Раньше закон предоставлял им право:
- анализировать договоры продавцов с покупателями с целью выявить условия, ущемляющие права потребителей;
- приостанавливать или даже прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг). Это местные власти могли делать, если выявляли товары с просроченными сроками годности или без таковых. Наказания заслуживали и те продавцы (исполнители), которые не предоставляли потребителям информацию о товаре, работе или услуге.
На практике местные власти часто пользовались своими полномочиями. Так, по материалам одного из дел, инспекция по потребительскому рынку и услугам городской администрации провела проверку деятельности организации. Ее целью было узнать, соблюдает ли фирма правила бытового обслуживания. Организация пыталась доказать, что действия местных властей незаконны. Однако суд был вынужден признать, что смысл статьи 44 Закона "О защите прав потребителей" предоставляет городской администрации право контролировать фирмы. Ведь местные власти должны создать условия, чтобы население пользовалось "правильными" бытовыми услугами (постановление ФАС Уральского округа от 02.09.2002 N Ф09-1796/02-АК).
С 1 января 2005 года законодатели ограничили полномочия местных контролеров. Они смогут или рассмотреть уже поступившие к ним жалобы, или проконсультировать потребителей по какому-либо вопросу. В качестве крайней меры муниципальные власти могут обратиться в суд (ст. 12 Закона N 122-ФЗ). Однако ни приостанавливать, ни прекращать торговлю местные администрации будут не вправе.
Обратите внимание: сказанное нисколько не ограничивает прав иных контролеров. За нарушения "потребительского" закона продавцов могут наказать государственные торговые инспекции и их управления. Принудительно прекратить деятельность фирму может обязать суд.

Изменения для природопользователей

Новый закон внес поправки в Водный кодекс и Закон "О недрах" от 21.02.92 N 2395-1. Кратко рассмотрим суть изменений.
Что касается водного закона, несмотря на то что уточнений довольно много, суть их сводится к одному. Те водные объекты, которые сейчас находятся в собственности регионов, будут переданы Российской Федерации. Кроме того, окончательно решена судьба статьи 124 кодекса - "Водный налог". Напомним, что ее действие чиновники приостановили до конца 2004 года (Закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ). С нового года законодатели решили эту статью окончательно отменить (п. 60 ст. 59 Закона N 122-ФЗ). Ведь с 1 января 2005 все вопросы, связанные с водными платежами, регулирует глава 25.2 Налогового кодекса*(2).
Поправки в Закон "О недрах" также довольно многочисленны. Некоторые из них действительны уже с 31 августа 2004 года. Их содержание состоит в том, что регионы фактически отстранены от принятия решений по вопросам недропользования. Законодатели стремятся отойти от так называемого принципа двойного ключа, когда многие полномочия принадлежат одновременно и Минприроды, и губернаторам. Например, статья 10.1 закона указывает основания, по которым фирмы могут пользоваться недрами законно. В старой редакции к числу таких оснований она относила совместное решение федеральных и территориальных структур. Его принимали власти по результатам конкурса или аукциона, установив факт открытия месторождения, и в некоторых других случаях. Теперь соответствующие полномочия предоставлены только одной инстанции (п. 7 ст. 13 Закона N 122-ФЗ). А вот кто конкретно будет отвечать за эти вопросы - правительство, Федеральное агентство по недропользованию или региональные власти, будет зависеть от статуса участка недр.
Также следует отметить, что с 1 января 2005 года плату за лицензии и за участие в конкурсе (аукционе) фирмы должны перечислять в федеральный бюджет (статья 42 Закона "О недрах" в новой редакции). Иные правила законодатели установили для общераспространенных полезных ископаемых. Здесь и лицензирование, и прибыль от конкурсов - в руках регионов (п. 18 ст. 13 Закона N 122-ФЗ).

Ушел навсегда...

Новый закон предусматривает довольно большой перечень документов, утративших силу. В частности, неприятный сюрприз ждет предпринимателей и малые фирмы. С 1 января 2005 года недействительны некоторые нормы Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 N 88-ФЗ.
Не будет действовать абзац 2 пункта 1 статьи 9 закона. Он закрепляет права коммерсантов, если после регистрации малого предприятия налоговое законодательство изменилось (причем новые условия являются для них менее благоприятными). Тогда в течение четырех лет с момента госрегистрации для ПБОЮЛа или организации действует привычный порядок. Нужно отметить, что это одна из немногих действующих льгот для малых предприятий. Многие предприниматели и фирмы с ее помощью смогли защититься от быстрой смены законов и "отстоять" свои права (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2004 N 14875/03).
Также утратила силу статья 10 закона о поддержке малых предприятий. Напомним, что она разрешала представителям малого бизнеса применять ускоренную амортизацию. В то же время это правило фактически не действовало с 1 января 2002 года, когда вступила в силу глава 25 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 15.10.2002 N 04-02-06/1/130). Поэтому законодатели не более чем утвердили известный факт.

Г.В. Шмелева, аудитор

"Нормативные акты для бухгалтера", N 19, октябрь 2004 г.
Гарант

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
*(1) Документ опубликован в "НА" N 15, 2004.
*(2) В текущем году такой порядок действует на основании Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования" от 08.12.2004 N 166-ФЗ.